|
|
Перед войной
В 1938 году, сдав вступительные экзамены,
пройдя медицинскую и мандатную комиссии, я стал курсантом Орджоникидзевского
Пограничного Военного Училища имени С. М. Кирова. Для меня
наступила новая жизнь с четкими уставными требованиями, строгим
распорядком дня, необходимостью беспрекословно повиноваться
всем командирам и другими положениями, направленными на воспитание
офицера пограничных войск. Сложность всевозможных требований
после училища никогда не была мне в тягость на протяжении всей
моей 49 летней службы.
|
|
|
Первый курс Орджоникидзевского
Пограничного
Военного Училища
им С. М. Кирова
|
|
Обучение курсантов было организовано продуманно
и рационально. Теоретические занятия сочетались с практическими,
проводимыми в полевых условиях. Особое внимание уделялось тактической
и огневой подготовке, пограничников учили метко стрелять из любого
оружия в любой ситуации. Преподавательский состав имел высокую
квалификацию. В изучении программы у меня не было каких-либо
затруднений. Больше всего приходилось уделять внимания пограничной
подготовке, как основе будущей специальности.
Наш курсантский взвод состоял из бывших школьников, а также
военнослужащих, отслуживших срочную службу. Несмотря на разницу
в возрасте, никаких недоразумений между курсантами не возникало,
все основывалось на взаимном уважении и помощи друг другу.
Это, в частности, проявлялось во время кроссов с полной выкладкой,
бегали на расстояние до тридцати километров, которыми всегда
завершались полевые учения. Физическое развитие курсантов было
неодинаковым: кто-то во второй половине кроссовой дистанции
был на пределе своих физических сил. Курсанты покрепче брали
у него винтовку, противогаз, вещевой мешок... Поэтому, наш
взвод всегда прибывал к назначенному месту в полном составе,
без отстающих и в установленное время, а это входило в общую
оценку за полевой выход.
В этом, как и во многом другом, была неоценима роль командира
взвода лейтенанта Иванова Константина Ильича. Он обладал прекрасными
качествами командира-воспитателя, его всегда отличало чувство
такта, внимательное отношение к каждому курсанту. Не было случая,
чтобы Константин Ильич на кого-то из нас повысил голос. Его
внешний вид всегда был безупречным. Глубокое знание военного
дела создавало ему в курсантской среде непререкаемый авторитет.
Константин Ильич по возрасту был старше любого из наших курсантов,
обладал жизненным опытом, имел семью. Судьба свела меня с ним
еще раз - мы вместе учились в Академии имени М. В. Фрунзе.
Более 10 лет полковник в отставке Иванов Константин Ильич находится
на заслуженном отдыхе, проживает в Москве.
Успешно окончен первый курс училища. В связи со сложившейся
обстановкой на западной границе, нам были предоставлены каникулы
продолжительностью всего лишь две недели. Подумал, подумал,
что предпринять, куда махнуть? Ехать в Михайловск - далеко,
большая часть отпуска пройдет в дороге. Принял решение - ехать
в Севастополь на встречу со старшим братом Георгием, перешедшим
к этому времени на выпускной курс военно-морского училища.
Без труда нашел училище, попросил дежурного по КПП вызвать
курсанта Кондакова Георгия Сергеевича. Через некоторое время
вижу, как по асфальту вышагивает коренастый моряк. Это был
мой родной брат. Увидев меня, он был просто ошарашен, ведь
я его не извещал о своем возможном прибытии. Встретились, крепко
обнялись "до треска" моих костей - брат был очень сильным.
Затем Георгий быстро оформил мне пропуск для прохода на территорию
училища и сразу же повел меня в курсантскую столовую. Накормили
меня пельменями - в военно-морских училищах питание курсантов
было намного лучше, чем в других училищах. Показав мне прекрасное
спальное помещение, которое назвать "казармой" язык не повернется,
мы пошли знакомиться с городом. К вечеру подошли к палаточному
городку, в котором я получил по отпускному удостоверению место
- раскладушку и ночевал несколько ночей. Время пролетело незаметно.
Георгий был со мной, в основном, во второй половине дня. Погода
была прекрасной, мы много купались, фотографировались, вспоминали
свое детство, нашу семью, знакомых. Настало время расставания,
прощание было трогательным. Ни Георгий, ни я не могли знать,
что это была наша последняя встреча, что скоро грянет война
и Георгий погибнет. В моих глазах - брат живой и все тот же...
|
|
|
Вот так я в последний раз увидел брата.
Командир торпедного катера
Кондаков Георгий Сергеевич
погиб в рядах морской пехоты
при высадке десанта
в районе города
Керчь |
|
С возвращением в училище после каникул мне
сообщили, что я назначен заместителем командира взвода. Командиром
взвода оставался лейтенант Иванов Константин Ильич. Какие чувства
владели мной в тот момент? Вроде бы и приятно, что я - молодой
парень удостоен доверия старших командиров, а с другой стороны,
возникли опасения - справлюсь ли, не оскандалюсь ли перед курсантами,
особенно перед старослужащими? Так и не решил: радоваться или
печалиться: будь, что будет... В первый же день начала занятий
на втором курсе, на утреннем построении командир взвода объявил
о моем назначении и приказал мне принять командование, а сам
тут же ушел в комнату командиров взводов. Страшно волнуясь,
я вышел из строя и... тут произошел со мной конфуз. При подаче
команды "равняйсь" у меня от волнения сорвался голос и я эту
команду "пропищал". Раздался хохот. Курсанты не могли удержаться
от реакции на мою "вступительную часть". У меня горели уши. Правда
и я сумел сразу же взять себя в руки и подал следующую команду
"смирно" уже нормальным голосом. Смех прекратился, а мне это
и требовалось. Сказав перед строем несколько слов, дал команду
"вольно, разойдись". Несколько курсантов сразу же окружили меня
и состоялся короткий разговор, смысл которого сводился к тому,
что нет причины для расстройства. Они прекрасно понимали мое
состояние, к тому же не забыли мои четкие команды на тренировках
по строевой подготовке - были предусмотрены специальные занятия
для вырабатывания "командного голоса". Надев знаки различия,
я так с тремя треугольниками на петлицах и доходил до лейтенантских
"кубарей".
|
|
|
Заместитель командира взвода
выпускной курс училища
|
|
Учеба шла своим чередом, без срывов. Немало
времени отнимало у меня и выполнение обязанностей заместителя
командира взвода. Но и в этом плане ко мне особых претензий не
было. На втором же курсе в моей жизни произошло еще более знаменательное
событие. Я был принят кандидатом в члены ВКП(б). Необходимые
рекомендации были получены без особых затруднений, своевременно
прошел все комсомольские и партийные инстанции. Однажды вечером
сообщили, что мне нужно быть на заседании партийной комиссии
училища, где будет решаться мой вопрос. Прибыл своевременно,
некоторое время подождал у двери кабинета, затем был приглашен
внутрь. У стены рядом с дверью стоял свободный стул. Председательствующий
предложил мне сесть. Осматриваю присутствующих: майоры, капитаны,
старшие лейтенанты... В такое офицерское собрание я попал впервые
и чувствовал себя не очень уютно. Потом немного освоился. После
зачтения моих рекомендаций один майор сказал: "А не рано ли ему
вступать в партию, уж слишком молод". Сердце у меня, как говорится,
"ушло в пятки". Думаю - ну все, провалят. Было задано много вопросов,
затем начали выступать присутствующие. Содержание выступлений
было положительным. Началось голосование. Все проголосовали "за"
при одном воздержавшемся (тот самый майор).
В конце августа 1939 года проводился общеучилищный митинг
по поводу подписания советско-германского договора о ненападении,
подписанного 23 августа 1939 года. На митинге выступил курсант
старшего курса (фамилию не помню), который сказал: "Поведение
Гитлера на международной арене хорошо известно. В его руках
заключенный договор может оказаться пустой бумажкой. Нам необходимо
проявлять бдительность и держать порох сухим." В эту же ночь
курсант исчез - он был арестован. Мы больше его не видели и
ничего о нем не слышали. За что его арестовали? Официальных
разъяснений не последовало, а смысл разговоров в курилке сводился
к тому, что этот курсант выступил против внешней политики партии
и государства. Это был наглядный урок времен Сталинщины и произошел
он не где-то вдали, а на наших глазах. Меньше, чем через два
года, жизнь подтвердила справедливость слов курсанта. Фашистская
Германия, несмотря на наличие договора, совершила вероломное
нападение на СССР.
Месяца через три училищу был нанесен еще один удар. Поздней
осенью и зимой на Северном Кавказе бывает весьма неустойчивая
погода, плюсовая температура может внезапно смениться морозом.
В конце ноября группа курсантов находилась на полевых занятиях.
Ничто не предвещало неприятностей. Но вдруг, погода стала резко
меняться. Легкий морозец все больше крепчал. Часть курсантов,
обутая в сапоги с легкими портянками, получила незначительное
обморожение пальцев ног. Этому факту было придано чрезвычайное
значение. Ответственность за происшедшее почему-то была возложена
на командира батальона майора Чукарина. Его арестовали, объявили
"врагом народа". Шло время, но никаких сведений о нашем комбате
не поступало. Лишь после войны стало известно, что Чукарин,
успешно командовал подразделениями и закончил войну полковником.
Осенью 1939 года произошло воссоединение Западной Украины
и Белоруссии с СССР. Образовался значительный по протяженности
новый участок государственной границы. Для его охраны было
дополнительно сформировано несколько пограничных отрядов (пограничный
отряд приравнивался к стрелковому полку). Создавались новые
пограничные комендатуры (равны батальону) и пограничные заставы
(роты). Это требовало дополнительного количества офицеров.
В декабре нам было объявлено, что наш курс выпускается досрочно
и все выпускники будут направлены для прохождения службы на
западной границе. На январь 1940 года были назначены выпускные
экзамены. После сдачи экзаменов нам всем было присвоено воинское
звание "лейтенант", только один парень получил "младшего лейтенанта"
за серьезное нарушение воинской дисциплины. Нам очень нравилась
новая форма: темносиние брюки, коверкотовая гимнастерка защитного
цвета, хромовые сапоги и, самое главное - зеленые фуражки и
два "кубаря" на петлицах! Было объявлено распределение по пограничным
отрядам. Состоялось торжественное собрание и прощальный ужин.
Вместе с нами за столом находился наш бессменный командир Константин
Ильич.
На следующий день мы прибыли на железнодорожный вокзал. Багажа
у нас никакого не было: у кого маленький чемоданчик, у кого
простенькая сумка. Нас провожало все командование училища.
Проводы были торжественными, под марши оркестра. Поезд тронулся.
У каждого была одна мысль: "Прощай училище, давшее нам путевку
в жизнь". Мы ехали с думой - что-то будет впереди, как сложится
судьба каждого из нас. Мы ехали на войну...
Дальше...
|
|
|
|